Гражданская инициатива

За бесплатное образование и медицину

Форум алтайских общественников, обсудив коммерциализацию бюджетной сферы, решил перейти к уличным протестам и призвал идти на выборы – голосовать против единороссов

01.09.2010

Форум алтайских общественников, обсудив коммерциализацию бюджетной сферы, решил перейти к уличным протестам и призвал идти на выборы – голосовать против единороссов

http://www.bankfax.ru/page.php?pg=70475

Елена Захарова

Форум алтайских общественников, обсудив коммерциализацию бюджетной сферы, решил перейти к уличным протестам и призвал идти на выборы — голосовать против единороссов. 31 августа в Барнауле прошёл Форум алтайской общественности по обсуждению последствий коммерциализации бюджетной сферы.

Как сообщила координатор мероприятия член «губернаторской» Общественной палаты Алтайского края (ОПАК), руководитель социальных проектов регионального отделения «Справедливой России» Евгения Морозова, в форуме приняли участие 78 человек. Среди них организаторы мероприятия — председатель «Клуба профессоров Алтая» Владимир Букатый, координатор алтайского регионального отделения общественного движения «Гражданская инициатива за бесплатное среднее образование» Сергей Васильев, сопредседатели алтайского отделения общероссийского движения «Всероссийское родительское собрание» Ирина Каланчина и Ольга Филатова.

Форум проходил под патронажем депутата Госдумы, лидера регионального отделения партии «Справедливая Россия» Александра Терентьева. В нём также приняли участие уполномоченный по правам ребёнка в Алтайском крае Вадим Овчинников, депутаты Алтайского краевого Заксобрания Олег Прохода, Людмила Суслова, Нина Шавандина, Дмитрий Макаров, Юрий Матвейко, Игорь Вольфсон, а также зампредседателя ОПАК Геннадий Шейда и алтайские общественники Константин Емешин и Галина Дербан.

Как уточнила Евгения Морозова, в форуме отказался принимать участие депутат Госдумы единоросс Николай Рыжак, не откликнулись на приглашение общественников представители краевых управления по образованию и делам молодёжи, управления по культуре и архивному делу.  Появившийся на форуме начальник Алтайкрайздрава демонстративно удалился с мероприятия в самом начале, сославшись на неотложные дела. Также форум проигнорировали позиционирующие себя как кураторы социальной тематики приглашенные туда депутаты АКЗС единороссы Ирина Солнцева и Александр Лазарев.

Активное участие на форуме приняли и представители многих общественных организаций, профсоюзы, представители науки, преподаватели вузов, учителя, студенчество.

Перед началом обсуждения федерального закона N 83, который был подписан президентом Дмитрием Медведевым 8 мая 2010 года, общественница Евгения Морозова сообщила, что на этапе подготовки форума у его организаторов возникли проблемы. «Нас обвиняли в двух вещах, — заметила она. — Во-первых, в том, что мы предварительно готовим протестное мероприятие, а также в том, что политические партии КПРФ и «Справедливая Россия» подминают гражданскую инициативу и этот форум хотят использовать в своих политических целях».

Лидер справедливороссов на Алтае Александр Терентьев представил позицию партии в отношении ФЗ N 83, во всех чтениях голосовавшей против его принятия. «Вы видели, с какой срочностью был подписан этот закон — с 21 апреля до 8 мая, — подчеркнул он. — Только этот факт уже настораживает жителей нашей страны. Как вы понимаете, за такой короткий срок никакого диалога получиться не может. Мы подготовили около 20 поправок к этому тогда ещё законопроекту, однако, ни одна поправка не была принята. Вы все были очевидцами провала в Ванкувере, вся страна, наверное была перед телевидением, это следствие неправильной политики в области массового спорта, завтра мы получим такие же трагедии и в области математики, в области физики, в области литературы и т.д. Так как мы не сможем оплачивать образование, даже если мы возьмём дополнительные предметы — это и спортивные классы и кружки. Я считаю, что школа — это не получение какой-то платы за услуги, а подготовка достойного гражданина Отечества, патриота своей страны. За это время до сих пор не проработаны никакие подзаконные акты к этому закону. Этот закон — пиджак с пустыми карманами, в которые можно положить, что угодно! Мы не понимаем, какое количество госзаказов будет, насколько он будет постоянным. Многие семьи в алтайских сёлах не смогут тянуть даже дополнительные предметы. А ведь Россия всегда была сильна селом! Мы говорим сегодня о стратегии-2020 «Единой России», о том, что мы вырвем страну из кризиса, у нас будет инновационное развитие страны, но за счёт чего мы придём к этому, приняв такой закон, я совершенно не понимаю, что это за разнобой стратегий? Если мы говорим о том, что наше образование должно зарабатывать, то я с этим глубоко не согласен!  Давайте лучше сделаем, чтобы федеральное правительство, правительство Алтайского края и Кемеровской области зарабатывали деньги и субсидировали наше отечественное образование и здравоохранение. Им, по крайней мере, это по роду службы положено».

Юрист Александр Молотов обратил внимание на отсутствие в законе чёткого и внятного механизма его реализации. По его словам, предполагается, что этот механизм будет разработан позднее федеральными органами госвласти, судами, а также органами местного самоуправления. «Но, как говориться, дьявол как раз кроется в деталях. По сути, закон оставляет открытыми ряд очень важных вопросов», — отметил Молотов. По его словам, в законе отсутствуют внятные критерии согласно которым бюджетные учреждения должны быть разделены на автономные, бюджетные или казённые. «В законе отсутствует гарантия того, что объём средств, выделяемых из бюджета для наполнение бюджетных учреждений, позволит последим качественно и эффективно выполнять свою функцию, а их сотрудникам обеспечит достойный уровень жизни. Это лишь часть вопросов, которые, по сути, закон оставляет открытыми. Ещё один момент, очень короткий срок в течение которого закон вступит в силу. Полагаю, что этого будет явно недостаточно для проведения того комплекса мероприятий, которые должны предшествовать этому процессу», — подчеркнул выступающий.

На сегодня отсутствует необходимая для эффективной реализации закона правовая, материальная и организационная база. Бюджетные учреждения, по оценке оратора, не готовы работать в тех условиях, которые предполагает этот закон. Г-н Молотов выразил принципиальные сомнения в возможности законодательно унифицировать эту сферу, подчеркнув, что опыт зарубежных развитых стран свидетельствует, что каждое образовательное учреждение там, как правило, имеет там собственный реально действующий попечительский совет, своих спонсоров соответствующую материально-техническую базу, собственные доходы и т.д. «Отсутствие всего этого у российских бюджетных учреждений приведёт, на наш взгляд, к тому, что поспешное введение в действие рассматриваемого закона поставит их всех на грань выживания, а деятельность некоторых будет полностью прекращена или парализована. Отток из бюджетных учреждений квалифицированных кадров, ещё больший, чем сейчас диспаритет уровня доходов руководства и прочих сотрудников учреждений, тотальное изнашивание и без того не идеальной материально-технической базы. Вот к чему приведёт вступление в силу закона» — сделал вывод оратор.

Далее с критикой закона выступил представитель научного сообщества, доктор биологических наук из Алтайского государственного аграрного университета (АГАУ) Виталий Рассыпнов. По словам профессора, данный федеральный закон направлен на разрушение системы российского образования, причём, как высшего, так и школьного, которое, по его оценке, уже находится на стадии выживания. «Я недавно делал для одной из школ выставку под девизом «Есть школа, значит, будет жить село!». В ответ на это глава администрации высказал, что это неактуально сейчас, так как село может жить и без школы, — поделился выступающий. — Поэтому у нас массово закрываются школы! У нас нет финансирования? У нас в крае ни один вуз не готовит учителей химии, скоро вообще перестанет существовать эта специальность, и всё это связано с подушивым финансированием». Далее г-н Рассыпнов заметил, что «сегодня мы маленькая горстка людей, но если и мы ещё будем молчать, то все, наверное, рухнет в одночасье. Ведь всё идёт к тому, что наше правительство сбрасывает заботы о народе. Наверное, недаром на сайте «Позор России» министр образования занимает устойчивое 20-е место. Впереди его только руководители нашей страны и Ксения Собчак».

Член Совета Независимой общественной палаты Алтайского края Константин Емешин высказал в ходе форума позицию, противоположную предыдущим выступающим. По словам общественника, он ждал этого закона уже 28 лет. «Когда мы посмотрели, что деньги, отдаваемые в больницы, на сметы, на штатное расписание и т.д. всё время увеличиваются, а уровень здоровья падает, мы поняли, что это неэффективная система — нужно изменить статус лечебных учреждений! Я вот всегда спрашиваю о том, из каких средств оплачивается деньги за лампочку, которая работает в коридоре больницы, из чьего кармана платит главврач, рассчитываясь за электроэнергию». По словам Константина Емешина, здравоохранение превратилось в уникальнейшую систему, которую невозможно разрушить. «Потому, что в ней все имеют свои интересы, — подчеркнул он. — Министерские чиновники имеют интересы в централизованных закупках и откатах, наши руководители здравоохранения тоже в той системе, медики тоже получают сейчас определённый приработок, заинтересованы и главврачи». По мнению Константина Емешина, вступление в силу ФЗ N 83 позволит возвести заслон в теневой экономике здравоохранения. В заключении выступления он всё же добавил, что закон даже в применении его лишь в области здравоохранения непременно требует корректировки.

Общественница Галина Дербан выступила как эксперт в области высшего образования, оценив принятый закон как неудовлетворительный. «Я очень огорчена, что Общественная палата Алтайского края не занимается обсуждением данного вопроса, а занимается обсуждением закона «О полиции», — начала она с упрека в адрес «губернаторских» общественников. По мнению г-жи Дербан, закон по отношению к образованию является «преступным». Благодаря закону, появятся три ораганизационно-правовые формы — собственно бюджетные, автономные и казённые учреждения. При этом, по её мнению, автономным учреждениям будет отдано «на откуп» распоряжение допсредсвами, а также независимость от финансового контроля. Однако, бюджетные учреждения абсолютно не готовы к данному закону, и, при переводе российских вузов в статус автономных учрежедений, им грозит «мягкая банкротизация и мягкая приватизация».

Депутат АКЗС фракции КПРФ Игорь Вольфсон отметил, что в данном вопросе у коммунистов точка зрения совпадает со справедливороссами. «Мне очень понравился вопрос, заданный на форуме «Что будет потом?», — сказал депутат. — А вы что, сомневаетесь что ли?! Когда законодатели принимали 122-ой закон о монетизации, который вступил в силу с 1 января 2005 года законодатели были уверены, что президентом будет избран либо Владимир Путин, либо его преемник и, что у власти в большинстве также будет «Единая Россия». Так и получилось… И сейчас они уверены, что в 2010-2011 году будет то же самое. Помните, как поменяли 122 закон? По всей стране, в том числе и в Барнауле люди вышли на митинги и скорректировали ситуацию». Однако, по словам Игоря Вольфсона, сейчас ситуация ожесточилась, так как теперь губернаторы стали назначаться, а законодательные органы власти превратились в «подотделы администраций».

«Они уверены, что всё равно будет избран Медведев или Путин, а «Единая Россия» будет везде, где положено.  В 2011-2012 году нужно прийти на выборы и заменить власть, которая принимает такие антинародные законы», — завершил депутат-коммунист.

В завершении форума его участники подготовили резолюцию, которую они намерены направить депутатам Госдумы, депутатам краевого Заксобрания и в другие госинстанции.

Также алтайские общественники заявили о намерении провести 7 сентября пикет против «скандального закона» о коммерциализации бюджетной сферы.

Резолюция

Форума общественности Алтайского края

«Реформа бюджетной сферы: сущность и социальные последствия»

31 августа 2010 года г. Барнаул

Мы, участники Форума – работники образования, культуры, здравоохранения, а также родители, учёные и общественные деятели, представители политических партий и общественных организаций, глубоко обеспокоены ситуацией в современном российском обществе, возникшей в результате проводимой в стране бюджетной реформы.

Накануне майских праздников Госдума, без должных консультаций с общественностью, в третьем чтении приняла закон ФЗ-83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», а Совет Федерации стремительно одобрил его, направив на подписание президенту, которое состоялось 8 мая 2010 г.

С 2012 года, в соответствии с данным законом, государство сделает очередной шаг в отказе от полноценного финансирования бюджетных учреждений как таковых и начинает оплачивать лишь предоставление ими определенного, строго ограниченного набора услуг в рамках «государственного задания». За это бюджетные организации получают свободу самостоятельно зарабатывать деньги и распоряжаться ими.

Таким образом, намечено еще одно резкое сокращение бюджетной сферы и, соответственно, расширение сферы рыночной. Это вполне соответствует логике либерально-рыночного фундаментализма, но разрушительно для самого существования нормального человеческого общества. На наш взгляд, такая бюджетная реформа подрывает основы социального государства в России. Она противоречит принципам социальной справедливости и солидарности. Она неэффективна для решения проблем социальной сферы, более того, вредна для нее.

Многие проблемы социальной сферы, падение престижа труда работников этой сферы возникли и усугубились из-за хронического недофинансирования, которое возложено на «нищие» местные бюджеты. Реализация закона ФЗ-83 приведет к еще большему сокращению государственного финансирования бюджетных учреждений.

Правительство пытается решить проблемы социальной сферы, настойчиво продвигая рыночные механизмы. Однако социальная сфера в целом и сфера образования, в частности, предназначены для производства и распределения социальных благ, служат целям культурного воспроизводства нации, развития личности каждого человека. Рыночные механизмы неадекватны для достижения этих целей. Они только ухудшают положение работников социальной сферы, искажая трудовую мотивацию, усиливая формализацию и регламентацию труда работника. Они нарушают справедливое распределение социальных благ, порождая явное неравенство среди граждан в возможности получения качественного образования, квалифицированной  медицинской помощи, приобщения к культурным ценностям.

Таким образом, бюджетная реформа в социальной сфере ведет нас всех к дальнейшему разрушению действующей системы образования, здравоохранения, культуры. Она противоречит интересам подавляющего большинства населения и нации в целом.

В связи с изложенным  постановляем

1. Потребовать от руководства страны, представителей законодательной и исполнительной власти Российской Федерации:

— Отменить проводимую бюджетную реформу  во избежание широкомасштабного социального коллапса, в том числе признать утратившим силу Федеральный Закон — 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

— Принять новую программу развития образования России и вынести проект этой программы на открытое общественное обсуждение с привлечением педагогической общественности, родителей, учёных, экспертов — специалистов в области образования.

— Установить на законодательном уровне запрет любых форм платного основного общего и среднего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учебных заведениях.

— В целях соблюдения интересов и конституционных прав большинства населения увеличить финансирование образования, здравоохранения, культуры до уровня, сопоставимого с наиболее развитыми странами.

2. Обратиться к Общественной палате РФ с просьбой созвать Всероссийский форум педагогической общественности для решения насущных проблем в сфере среднего и высшего образования.

3. Обратиться к депутатам Алтайского краевого законодательного собрания, а также депутатам от Алтайского края в Государственной Думе с просьбой сделать запрос в Конституционный суд РФ о признании ФЗ-83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» несоответствующим  Конституции РФ.

4. От имени Форума общественности Алтайского края обратиться к бюджетникам, всем жителям края и  страны с призывом активно выступить против бюджетной реформы путем проведения акций протеста в рамках существующего законодательства и проявить активную гражданскую позицию на предстоящих выборах.

5. Резолюцию Форума направить Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, Председателю Правительства РФ В.В. Путину, Председателю Совета Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы РФ Б.В. Грызлову, депутатам Алтайского краевого законодательного собрания, Губернатору Алтайского края А.Б. Карлину, а также разместить в средствах массовой информации.

1 комментарий

Добавить комментарий