Гражданская инициатива

За бесплатное образование и медицину

О проблемах создания и сохранения хореографических коллективов и ансамблей народного танца в современных условиях в системе дополнительного образования г.Москвы

16.11.2015

О проблемах создания и сохранения хореографических коллективов и ансамблей народного танца в современных условиях в системе дополнительного образования г.Москвы

От редакции. Эту очень большую и очень подробную фундаментальную аналитическую статью (а скорее даже мини-монографию) о проблемах хореографического дополнительного образования прислал нам один из руководителей ансамблей народного танца дополнительного образования Москвы. По понятным причинам он пожелал анонимной публикации. Поскольку в статье раскрываются проблемы, касающиеся не только народного танца и не только московского дополнительного образования, мы призываем всех читателей к ее максимальному распространению и обсуждению. Не пугайтесь объема материала, поверьте, статья того стоит.

Сегодня в связи с реформами в образовании с каждым последующим годом становится всё сложнее и сложнее сохранить «жизнь», а порою даже и «существование», хореографических коллективов, ансамблей народного танца, практикующих свою деятельность в системе дополнительного образования детей. Ещё более сложно или, можно сказать, практически невозможно, создать новый коллектив в учреждениях, центрах дополнительного образования.

Каковы причины такой сложности? Почему даже в период после распада СССР при становлении государственности Российской Федерации такие сложности не наблюдались? Какие непредвиденные проблемы возникают при каждых нововведениях департамента образования?

На данные вопросы я постараюсь ответить, проведя читателя через исторический анализ создания и «жизни» своего творческого хореографического коллектива. Если какой-либо читатель, прочитав данный текст, узнает настоящего автора данной статьи и поймёт о каком коллективе города Москвы рассказывается, то пусть он постарается не афишировать своё заключение, ибо я так же, как и другие руководители танцевальных коллективов, опасаюсь лишних проблем, влекущих за собой гибель молодого творческого коллектива.

Начну я свою историю не с года создания своего коллектива, а на несколько лет раньше, с того времени, когда заканчивал работать в государственном профессиональном ансамбле.

У человека, связавшего свою судьбу с миром хореографии и посвятившего ей всего себя без остатка, есть различные пути реализации своей профессиональной деятельности. Этих путей очень мало, поэтому я их перечислю.

  1. Человек, связавший свою судьбу с профессиональным исполнительством в государственных ансамблях, театрах, балетах, частных шоу-балетах, танцевальных группах, работающий у звёзд эстрады, в мюзиклах, танцевальных шоу-программах. Такому человеку в нашем государстве дано определённое название – «Артист балета».
  2. Человек, связавший свою судьбу с преподаванием хореографии детям и взрослым.
  3. Человек, связавший свою судьбу с преподаванием хореографических дисциплин (народно-сценический танец, классический танец, эстрадный танец, джаз-танец, модерн-танец, спортивно-бальный танец, дуэтный танец и так далее) в институтах, колледжах, академиях, ДШИ, училищах.
  4. Человек, связавший свою судьбу с заказными поездками к разным самодеятельным и любительским коллективам, профессиональным и полупрофессиональным коллективам разных городов России и всего мира. Цель данных поездок – это педагогическая и постановочная деятельность. Сюда же можно отнести людей, которых также приглашают, или, вернее будет сказано, заказывают, за отдельную плату исполнять роль судейской коллегии или жюри на фестивалях и конкурсах.
  5. Человек, связавший свою судьбу с проведением праздничных мероприятий, организацией фестивалей, конкурсов, проектов, направленных на развитие хореографического искусства, фольклор, пение, декоративно-прикладного искусства и так далее.
  6. Человек, связавший свою судьбу с руководящей должностью на кафедрах и отделениях в средне-специальных и высших учебных заведениях.
  7. Человек, связавший свою судьбу с журналистикой, направленной на анализ и теорию хореографии в наше время.

Все перечисленные пункты, конечно, порою друг с другом пересекаются. К примеру, человек, занимающийся журналистикой, может быть профессиональным исполнителем или педагогом, или же руководитель кафедры хореографического искусства может постоянно ездить в заказные поездки. Но, независимо от этого, всё-таки у каждого хореографа есть свой основной род деятельности из вышеперечисленных пунктов, на который он тратит большее количество времени и сил.

Чтобы посвятить одному из семи путей свою жизнь, человеку необходимо пройти определённые «ступени» или стадии. К примеру, чтобы быть профессиональным исполнителем, необходимо получить средне-специальное или высшее образование по специализации «хореографическое искусство», или же, чтобы преподавать хореографические дисциплины в институте или занимать руководящую должность в средне-специальном учебном заведении, необходимо как минимум учиться на аспирантуре.

На каждом из семи путей хореографа я заострять внимание не буду, а уделю внимание только первым двум.

В хореографическом мире считается, что хореограф не может стать качественным преподавателем танцев, если он не прошёл через профессиональную деятельность, связанную с исполнительством в профессиональных ансамблях и коллективах. И это мнение, на мой взгляд, является верным. В ходе моего общения с разными педагогами-хореографами, работы в разных хореографических детских коллективах, проведения различных мастер-классов по народному танцу по всей России, мною было замечено, что педагоги, не прошедшие исполнительскую деятельность в профессиональных ансамблях, не имеют базовых знаний, относящихся к исполнению отдельных движений танца, относящихся к нюансам и специфике проведения концертных мероприятий, относящихся к психофизиологическим особенностям, возникающим у исполнителей в ходе изучения сложных и трюковых движений, перед, во время и после выступлений. И это естественно – ведь как может педагог-хореограф это знать, если он базовые знания не применял в собственной практической (хореографической) деятельности.

Подобные педагоги-хореографы обычно начинают преподавать после окончания средне-специального и высшего учебного заведения, при этом некоторые заканчивают его даже не по специализации, имеющей хоть какое-то отношение к преподаванию танца. У подобных педагогов-хореографов «за плечами» отсутствуют профессиональные навыки и драгоценный опыт. К чему же может привести их отсутствие? В первую очередь – к физическим травмам у учеников такого педагога. Во вторую очередь – к психологическим травмам ученика, которые, к сожалению, будут заметны только по истечении 10-15 лет. К примеру, такие педагоги могут на занятиях заставлять девушку прыгать «поджатые» (женский трюк), когда у неё идут циклические дни. Или же педагог перед исполнением детьми танца на сцене репетирует с ними дробные движения в холле на кафеле. Что может быть в будущем с физическим телом данных учеников?

Я согласен с мнением, существующим в «мире» профессионального хореографического преподавания, о том, что педагог обязан пройти «школу» профессионального исполнительского мастерства, но наше государство отнюдь с этим не согласно, создавая распоряжения или указы по стимулирующим выплатам молодым педагогам. «Молодые педагоги» в государственном понятии – это педагоги, которые по окончании высшего учебного заведения начинают сразу преподавать. И стимулирующие выплаты таким педагогам даются каждый месяц в течение первых двух лет их преподавания. «Молодые педагоги» «калечат» подрастающее поколение детей, а государство им за это делает ещё и доплату к основной зарплате. С другой стороны, хореограф, прошедший «школу» профессионального исполнительского мастерства и по разным причинам (окончание «танцевальной карьеры», получение профессиональной травмы) официально перешедший на педагогическую деятельность, никак не может называться «молодым педагогом», хотя по сути обязан получить данный «статус», так как вступает в совершенно другой мир, с которым мало знаком, и встречается с теми же проблемами, что и «молодой педагог», только окончивший высшее учебное заведение. На научных Всероссийских конференциях постоянно поднимают вопросы: Почему в культуру и образование в большинстве случаях идут педагоги, недостаточно профессионально знающие своё дело? Какие же способы решения такой проблемы? В мире хореографической педагогики ответ на эти вопросы более чем явный:

Введите статус «молодой педагог» для только пришедшего педагога, закончившего профессиональную исполнительскую деятельность!

Данным способом государство хоть и частично, но решит проблему педагогического непрофессионализма в сфере хореографического творчества.

Итак, закончив работать в Государственном профессиональном ансамбле, я решил перейти на педагогическую деятельность. У читателей может возникнуть вопрос: «А в каком возрасте я решил уйти из профессионального исполнительства? Каковы причины моего ухода?» Сознаюсь, ушёл я достаточно рано – в 28 лет, а причина крылась в том, что в профессиональных коллективах, где я работал, у начальства к исполнителям было «рабовладельческое» отношение, из-за чего общий профессиональный уровень коллектива падал. Вы можете тогда задать следующий вопрос: «Ну тогда проверились бы в другой коллектив и перешли туда?» Конечно, можно было бы, но после 90-х годов «рабовладельческое» отношение начальства коллектива наблюдалось во многих профессиональных ансамблях по всей России.

Приведу несколько примеров такого «рабовладельчества».

Пример 1.

Могут убрать из штата педагога, проводящего перед каждодневными репетициями у исполнителей-хореографов «классический танец». А что это значит? Это значит, что через некоторое время исполнители начнут получать травмы (что в принципе со временем и случилось). При этом начальство может заявить так: «Ну вы же профессионалы, вы можете заранее прийти и сами позаниматься классическим танцем!» Правильно, можем, но ведь не просто так даже в Большом театре перед каждым концертом назначается отдельный педагог, проводящий для исполнителей «классический танец».

Пример 2.

Руководитель одного профессионального ансамбля может уволить из коллектива исполнительницу, которая приехала на более «крутой» машине, чем у руководителя коллектива, или же пришла в более дорогой шубе, заявляя, что «артист балета не может ходить в более дорогой шубе и ездить на более дорогой машине, чем руководство».

Пример 3.

В другом общеизвестном профессиональном ансамбле новопришедшего в коллектив танцора, профессионально исполняющего прыжковые трюки, в течение двух лет не пускают их исполнять на концертах и репетициях, ставя его в те танцевальные партии, лексика которых состоит из сплошных разновидностей «верёвочек» (народное движение). Тем самым у этого исполнителя «забиваются» ноги и через два года он может уже и не исполнить когда-то наработанные прыжковые трюки, а то ещё и травму получит.

Ну зачем прибедняться и пересказывать подобную «мышиную возню», ведь у руководителей профессиональных ансамблей есть с кого брать пример – с государства, которое в 2009 году ликвидировало хореографическую школу-студию (училище) им. Т.А. Устиновой при Государственном академическом русском народном хоре Российской Федерации им. М.Е. Пятницкого, при этом руководитель хора им. М.Е. Пятницкого Александра Пермякова убрала из репертуара данного профессионального коллектива все танцы, созданные гениальным балетмейстером Т.А. Устиновой, и распустила действующую танцевальную группу.

Моё решение уйти из профессиональной исполнительской деятельности было твёрдым, а заняться педагогикой – окончательным. Я считал, что если я недоволен определёнными неправильными, несправедливыми позициями, образовавшимися в профессиональных ансамблях, то могу это исправить, создав свой коллектив.

Любой педагог-хореограф, создающий с «нуля» свой коллектив, прекрасно знает, как это трудно. Начнём с того, что для начала необходимо найти базу с залами, на которой будут проходить занятия. При этом залы должны быть по-особому оборудованы: деревянный пол с амортизирующей подложкой, зеркала, хореографические станки. Зал должен быть светлый и просторный, но при этом в нём должна быть определённая акустика, в залах должна быть определённая температура и продувная система. Эти условия необходимы для правильного, «здорового» развития детского хореографического коллектива. Рядом с залом, конечно же, должны быть две раздевалки: мужская и женская.

Создать фольклорный и певческий коллектив намного проще! Руководителю, создающему данный коллектив, необязательно иметь достаточно просторный зал, ему не нужны зеркала и хореографические станки, пол может быть любой и так далее. При желании руководитель фольклорного и певческого коллектива может работать даже в домашних условиях. Именно поэтому в последнее время «развелось» очень много певческих и фольклорных ансамблей! Сценических костюмов такие коллективы могут сшить не больше двух на человека, а то и одного достаточно на 10-15 лет.

Но есть ещё и другая, более жестокая, правда при поисках базы для занятий: необходимость самому где-то жить и питаться, а для этого также необходимо в самые кротчайшие сроки найти работу, зарплаты с которой хотя бы минимально будет хватать на жизнь. Дело в том, что многие хореографы нашей столицы – это люди, приехавшие с других городов! «Хватать на жизнь» у таких хореографов означает: плата за съём квартиры или комнаты, покупка продуктов питания, покупка или «обновление» танцевальной формы (а их как минимум две), покупка танцевальной обуви; ну и, конечно же, траты на повседневную одежду и лекарственные средства (одни – для лечения болезней, другие – для профилактики обострений организма от травм, полученных при профессиональной исполнительской деятельности).

Кому-то везёт, и он сразу находит то, что искал. Но в большинстве случаях появляются такие варианты:

  • не смог найти, поэтому вернусь обратно в исполнительство;
  • нашёл другой коллектив, в котором могу преподавать;
  • нашёл несколько коллективов, в которых могу преподавать неофициально;
  • пошёл работать в фитнес-клуб;
  • пошёл работать в частный (коммерческий) детский центр;
  • надоело искать, вернусь-ка я обратно в свой город;
  • надоело искать, пойду-ка я в бизнес.

Лично я «попал» под вариант «Нашёл другой коллектив, в котором могу преподавать», и со временем неофициально устроился ещё и работать хореографом в детском саду. Детский сад оказался в то время моим финансовым спасителем, так как приносил достаточно неплохой доход. У меня даже появился свой концертмейстер на фортепиано, которому со своего дохода я платил 15 тыс. рублей. 15 тысяч за 1,5 часа занятого времени по два раза в неделю – я считаю, что я неплохо ему платил. Но и он оправдывал свою работу.

А детский коллектив, который я нашёл, был при Доме Культуры. Там я зарабатывал ровно столько же, сколько и мой концертмейстер в детском саду, при этом временная занятость была порою достаточно плотной.

Многие хореографы остаются на подобном этапе, в который «попал» я на многие годы. Действительно, а зачем что-то менять – ну и что, что не получилось создать свой коллектив, зато я работаю в удовольствие с другим детским коллективом, при этом зарабатываю в детском саду. Но и здесь, при работе с другим коллективом не всегда есть возможность заниматься своим творчеством, и получается, что от чего уходил, к тому и пришёл. Два с половиной года, работая в другом детском коллективе, я и моя жена занимались поисками всевозможных способов создания нашего коллектива: снимали хореографические залы, пытались сотрудничать с частными организациями, создали свой сайт, делали разные рекламные вывески на улице и многое другое. Потратили большое количество денег, но было почти бесполезно, так как мы столкнулись со второй основной проблемой при создании коллектива – это как привлечь достаточное количество родителей для занятий с их детьми!

Но эти два с половиной года тоже прошли не зря, так как, рекламируя свои успехи через видео в интернете, я начал зарекомендовывать себя как специалист-педагог по детскому танцу. Меня начали приглашать в некоторые города в России для проведения мастер-классов для педагогов и детей. Заодно я начал давать мастер-классы по русскому народному танцу. Таким образом я успел побывать в Новосибирске, Норильске, Сургуте. При этом в Новосибирск меня приглашали неоднократно, что подтверждало мои небольшие успехи в области педагогических знаний.

Летом 2012 года я понял свою основную ошибку: невозможно создать свой коллектив народного танца, не имея так называемой «крыши» над головой коллектива! То есть, необходимо было искать государственную (может быть, и не государственную) организацию, которая могла бы приютить меня с женой как педагогов и помочь в создании и развитии будущего коллектива. Педагоги по современным танцевальным направлениям мне могут сказать: «Ну и что – мы тоже снимаем залы, создаём свои коллективы, при этом создаём на базах фитнес-центров и коммерческих детских центров, и у нас это получается неплохо, мы даже получаем хорошую прибыль от своих занятий!» Но вы, уважаемые хореографы современных направлений, забываете, что я говорю про коллектив народного танца. А после развала СССР и после середины 90-х годов в обществе пошла определённая тенденция невосприятия народного танца. Ни для кого не секрет, что это связано с теми процессами, которые нам предлагают средства массовой информации. Наше государство в течение десяти-пятнадцати лет приучило наше общество к структуре фитнес-центров и коммерческих организаций. Конечно, для государства это удобно, так как эти организации приносят неплохую прибыль самому государству. Людям стало удобно не нести ответственности по поводу посещения занятий: хочешь – пришёл на занятия и заплатил; если не пришёл, то не заплатил; «я – потребитель, а ты – мой заказ»; «педагог несёт ответственность только за проведение занятия, ну и пусть проводит своё занятие, а я лучше сегодня поеду на дачу». В связи с этим у коллективов стал падать танцевальный уровень, так как танец – это постоянная муштра, постоянные репетиции. В связи с этим педагоги и руководители коллективов стали придумывать более простые, упрощённые танцы, которые можно поставить на любого ново-пришедшего в коллектив ребёнка. Из танцев стал исчезать богатый лексический материал, движения стали заменяться актёрской пантомимой, форма танца стала похожей на форму, которая свойственна больше построению композиции в сфере актёрского мастерства. В погоне за лёгким успехом педагоги стали вставлять в танец такие эффектно-выглядящие элементы, которые можно «отдресировать», зная методику освоения данного элемента, почти у любого ребёнка за месяц. К примеру, я знаю методику, как можно научить ребёнка 6 лет за 3-4 занятия «арабскому» (мужской трюк). Родители детей стали привыкать, что всё получается очень быстро и просто, в связи с этим у них стала исчезать ответственность за постоянное посещение занятий, стала исчезать ответственность за коллектив и за то, что с коллективом будет по уходу ребёнка из него. Педагоги стали ставить на детей 5-6 лет такие танцы, как испанский, танго, не понимая, что эти танцы – это как высшая математика для первоклассника.

Иногда чиновники, политики и руководители департаментов бывают на концертах, где это всё вышеперечисленное «безобразие» представляется. Чиновники и политики – люди не глупые и достаточно хорошо образованы и в сфере культуры, и в сфере образования, поэтому увидев такое, могут похлопать, порадоваться как бы от души, сказать приятные слова руководителям коллективов, но при этом в действительности такие танцы оставляют их равнодушными. У чиновников и политиков появляется мнение, что вот именно этим и занимаются педагоги, т.е. «какой-то ерундой», именно в связи с этим 29 декабря 2012 года в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ, гл.1, ст.2 появляется такое предложение «Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования». С учётом того факта, что дополнительное образование включено в систему непрерывного образования, объединяющего все уровни образования (дошкольное образование, начальное и основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование, высшее), строчка в Федеральном законе «и не сопровождается повышением уровня образования» говорит сама за себя!

Ещё есть одна проблема, когда педагог-хореограф хочет найти место работы, на базе которого создаст свой коллектив. Руководители многих учреждений за свою деятельность уже тоже привыкли видеть на сцене и в работе разных коллективов так называемую «халтуру», и поэтому к любому ново-пришедшему педагогу относятся соответственно. Но у меня к лету 2012 года уже сформировалась определённая видео-база доказательств своей высокопрофессиональной деятельности в сфере хореографического искусства. В интернете и по сей день есть ролики по моим мастер-классам для педагогов, есть видеовыступление детей, с которыми я работал в Концертном зале им. Чайковского, есть ролики по проведению моих занятий у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Вот они, прямые доказательства, – «бери не хочу». Собрав некоторые из них в единую «кучку» и составив подробное резюме, я отправил эту информацию по всей Москве примерно 250 организациям, относящимся к образованию и культуре. Ответы получил только от 15-ти. Пройдя 15-ть собеседований с руководителями учреждений, я обнаружил, что только два руководителя полностью посмотрели видео-ролики и полностью прочитали моё резюме! Именно по этой причине только с этими двумя руководителями учреждений я и моя жена общались, так сказать, «на одном языке». Другие же руководители общались с нами как с очередными «халтурщиками» или «малолетками» в своей профессии!

Существует ещё и другая проблема, когда педагог-хореограф хочет найти место работы, на базе которого создаст свой коллектив. Она появляется, если педагог приходит в учреждение, относящееся к образованию – это отсутствие категории! Даже если педагог много лет работал в культуре и по разным причинам перешёл в систему образования, даже если он заслуженный работник, то у него не будет категории, при этом порой даже педагогический стаж начнётся с «нуля»! Именно по этой причине многие руководители учреждений образования стараются не брать даже заслуженных, так сказать, «новичков».

Но, не зависимо от этого, один из руководителей учреждения нас принял, пояснив, что в их учреждении отсутствуют оборудованные для хореографии залы и у них нет соответствующих условий для занятий хореографией. Меня с женой это не испугало, так как мы увидели, что в этом заведении отсутствуют танцевальные коллективы, что в районе, где базируется это учреждение, мало таких коллективов, а по народному танцу всего лишь один. Что это значит? Это значит, что конкуренция по народному танцу в этом районе почти отсутствует, а значит, родители детей пойдут в наш открывающийся коллектив! В других учреждениях, в которые мы ходили на собеседования, были и хореографические залы, и, как минимум, 3-4 коллектива. Залы были, естественно, такими коллективами уже заняты, и нормальный родитель, конечно же, скорее пойдёт в уже существующий многие годы коллектив, чем в только созданный! Только такой факт, что в учреждении дополнительного образования детей в одном из районов г. Москвы почти отсутствует конкуренция в сфере хореографии, дал нам шанс создать наш коллектив!

Далее я буду описывать определённые законы и правила, установившиеся в системе дополнительного образования в учреждениях и центрах дополнительного образования г. Москвы и то, как нам, педагогам-хореографам, приходилось эти законы и правила обходить, чтобы создать Ансамбль народного танца.

Каждый педагог-хореограф, создавший свой коллектив, как говорится, с «нуля», прекрасно знает, что в первый год занятий возможно собрать всего лишь 2, максимум 3 группы занимающихся детей. При этом по установленным государственным стандартам СанПин на первом году обучения в одной группе должно быть не менее 15 человек. То есть одна группа официально может быть открыта, только если в ней 15 человек. Далее у педагога, благодаря отдельным указам государства и происходящим событиям в реформе образования, появляется следующая проблема – чтобы педагог был в штате сотрудников дополнительного образования, рабочая нагрузка у него должна быть не менее 18 часов в неделю. К тому же эти 18 часов должны быть официально составлены в расписании до конца сентября!

Давайте посчитаем, сколько групп и какое количество детей должно быть в творческом объединении у «молодого» педагога на первом году обучения, если соответствовать утверждённым правилам, диктующимся Департаментом образования. В них говорится, что на одну детскую группу максимум должно тратиться 4 часа в неделю. То есть, чтобы педагог мог полностью отработать свою ставку, у него должно быть 4 группы по 4 часа в неделю и 1 группа по 2 часа в неделю. В общей сложности – 5 групп. 5 групп умножаем на 15 человек и получается – 75 человек. То есть в творческом объединении педагога, который только пришёл в организацию дополнительного образования, к концу сентября, должно быть уже 75 человек!

Как же можно было обойти подобного рода установки в 2012 году?

Пример 1.

В пункте 5.5.1 СанПиН 2.4.4.1251-03 написано, что «для занятий хореографией оборудуется зал для занятий ритмикой и танцами площадью из расчёта 3-4 м2 на одного учащегося». Если в учреждении дополнительного образования помещения, в которых проводятся занятия по танцу, меньше 50 квадратных метров, то возможно сократить наполняемость групп первого года обучения до 12 человек. Итого, общее количество обучаемых детей в одном объединении можно официально сократить до 60 человек.

Пример 2.

Педагогу, у которого нет определённого количество детей в группах для того, чтобы набрать 18 часов в неделю, руководитель учреждения дополнительного образования может дать отдельные полставки администратора, методиста, художественного руководителя, организатора или какую-нибудь другую свободную половину ставки. Итого, используя пример 1, можно сократить количество обучаемых групп в объединении до 3-х, т.е. общее количество обучаемых детей в одном объединении должно составлять не менее 36 человек.

Пример 3.

Если у учреждения были составлены договора о сотрудничестве с близлежащими общеобразовательными школами, то на основании этих договоров сотрудник учреждения дополнительного образования может создать обучаемые группы на базе школы, а не в учреждении, где непосредственно работает.

Пример 4.

Если у педагога не хватает 3 или 4 часа до полной ставки, то эти недостающие часы педагог может отработать в других объединениях. То есть педагог-хореограф может 2 часа в неделю работать с объединениями, направленными на фольклорное пение, и 2 часа с объединениями, направленными на театр и актёрское мастерство, преподавая у них необходимые основы танца для их специализации.

Пример 5.

Педагог может, зарегистрировав в своё объединение всех детей, приходящих в начале учебного года, не удалять переставших ходить или перешедших в другое объединение учащихся из списков групп своего объединения в течение всего года. Тем самым он как бы сохраняет определённую наполняемость групп (ведь группу в течение года могут и закрыть, если учащихся в ней меньше установленного количества).

Нам пришлось использовать все пять перечисленных примеров. Конечно, можно было бы использовать только один, но в связи со следующими перечисленными пунктами работать на полной ставке было бы невозможно:

  1. У дошкольников и школьников младшего школьного возраста максимальное количество времени в неделю, отведённое на занятия в объединении дополнительного образования – не более 3-х часов. А так как группы нашего ансамбля в 2012 году только открылись, то в них стали, естественно, больше всего записываться дети дошкольного и младшего школьного возраста. Группу, состоящую из детей среднего школьного возраста, нам удалось собрать только одну.
  2. Не возможно, чтобы в одном объединении работало одновременно два педагога одного «профиля», поэтому мне с женой пришлось создать два разных объединения по направлению «хореография». Одни и те же дети официально посещали два разных объединения, хотя по сути это было одно и то же, только два педагога распределили между собой обязанности: один, к примеру, ведёт гимнастику, а другой – изучение танцевальных движений и постановку танцев.

Сколько же денег зарабатывает новопришедший педагог, не имеющий категории, в учреждении дополнительного образования? 15000 рублей! Что с вычетом 13% налога составляет 13050 рублей. Как, скажите, на эти деньги, даже если нас двое (я и моя жена), возможно жить в съемной жилплощади, питаться, покупать необходимые вещи и так далее, и так далее? Вот и приходилось находить неофициальную работу или подработку в коммерческих детских центрах, коммерческих институтах, в самодеятельных ансамблях танца, выезжать по приглашению в другие города России для проведения мастер-классов и постановочной деятельности в других ансамблях.

При этом давайте посмотрим, какой должен быть официальный график работы у педагога дополнительного образования в учреждении при нагрузке 18 часов в неделю, при условии, что официально учреждение дополнительного образования детей может работать до 20.00. Можно составить несколько вариантов.

1 вариант.

Педагог может работать 3 раза в неделю по 6 часов. То есть, рабочие часы могут проходить 3 раза в неделю с 14.00 до 20.00.

2 вариант.

Педагог может работать 4 раза в неделю, из которых 3 раза в неделю – по 5 часов и четвёртый раз – 3 часа. То есть, рабочие часы могут проходить 3 раза в неделю с 15.00 до 20.00 и четвёртый раз – с 17.00 до 20.00.

3 вариант.

Педагог может работать 5 раз в неделю, из которых 4 раза в неделю – по 4 часа и пятый раз – 2 часа. То есть, рабочие часы могут проходить 4 раза в неделю с 16.00 до 20.00 и пятый раз – с 18.00 до 20.00 (или же, если взять субботу, то это может быть с 10.00 до 12.00).

4 вариант.

Педагог может работать 6 раз в неделю, из которых 5 раз в неделю – по 3 часа, и шестой раз – 3 часа. То есть, рабочие часы могут проходить 5 раз в неделю с 17.00 до 20.00 и шестой раз в субботу – с 10.00 до 13.00.

Все четыре варианта расписаны только с учётом, что педагог отрабатывает свои 18 часов с группами объединения в котором работает. Если же у педагога собралось только 3 или 4 группы, а на недостающиеся часы ему дали полставки администратора или организатора, то количество часов может увеличится ещё на 3 часа, так как полная ставка администратора или организатора составляет 24 часа, соответственно половина ставки – 12 часов.

Из составленных 4-х вариантов самым удобным и выгодным может показаться 1-ый. То есть у педагога, занятого 3 раза в неделю с 14.00 до 20.00, есть другие 3-4 свободных дня, которые он может потратить на подработку или работу в других организациях. Но при составлении такого графика работы начинают обрисовываться следующие проблемы:

Первая проблема

Большинство детей, учащихся в школе, не могут посещать занятия в учреждении дополнительного образования в 14.00. Данное свидетельство проверено практикой! В намеченное время могут посещать занятия только дети, находящиеся на домашнем обучении, или же младшие школьники, которых могут привести из школы в учреждение дополнительного образования неработающие мамы и нянечки. А так как таких детей небольшое количество, то и полноценную группу одного возраста, посещающую занятия в 14.00, собрать практически невозможно. А что это значит для педагога-хореографа? Это значит, что данные группы не будут участниками процесса, связанного с развитием начинающего самодеятельного коллектива!

Как же решают некоторые педагоги эту проблему при 1-ом варианте расписания? 1-й способ – посещающие занятия дети приходят не в 14.00, а в 16.00 или 17.00 с другими группами. 2-й способ – официально зарегистрировать на занятия, проходящие в данное время, детей являющимися «мёртвыми душами», то есть тех детей, которые не посещают занятия.

Конечно же, при данной проблеме можно организовать занятия в школе, а не в учреждении дополнительного образования, но практика показала, что при записи в группу около 20 человек реально посещающих в течение всего учебного года будет 4-5 детей. И это неудивительно, так как, во-первых, у педагога отсутствует прямой контакт с родителями; во-вторых, перед каждым занятием детей необходимо забирать с разных классов, а порою младшие классы в это время могут быть либо на прогулке, либо на официально организованной школой экскурсии или праздничном мероприятии. Получается, что даже в школе занимающихся детей будет только 20%, а 80% — «мёртвые души».

Вторая проблема

Большинство детей-дошкольников не могут посещать занятия в учреждении дополнительного образования в 14.00 и 15.00 по причине того, что в это время в учреждении детского сада проходят часы дневного сна.

Третья проблема

Педагог-хореограф физически и морально не может проводить занятия 6 часов подряд с 6-ю разными группами, даже если одно занятие официально проходит по стандарту академического часа. Если педагоги по рисованию, кройке и шитью, шахматам, пению и так далее могут спокойно выдержать подобное расписание, то хореографам и спортсменам это крайне сложно, так как все занятия проходят в движении в пространстве зала.

При первых трёх вариантах составления расписания занятий обязательно найдётся причина, мешающая полноценному развитию детского творческого хореографического коллектива в наше время. Либо это связано с количеством детей, посещающих занятия, либо с утомляемостью и физическим состоянием педагога-хореографа. Только четвёртый вариант подходит для реализации цели – развитие и повышение уровня коллектива!

Конечно, педагог вправе решать, что ему важнее – развитие коллектива или же финансовая обеспеченность, но тут мы можем попасть в так называемый «порочный круг». Дело в том, что наличие большого количества детей, посещающих занятия в коллективе народного танца, возможно только при конечной реализации этих занятий – то есть концертных выступлений. Если в коллективе не будут проходить концертные выступления на сцене, то либо коллектив через 3 года перестанет существовать, либо на занятия будет ходить небольшое количество детей, либо контингент посещающих занятия детей каждый год будет разный.

Но даже при четвёртом варианте составления расписания у групп, занимающихся разными жанрами хореографии, появляется основная проблема: а достаточно ли времени уделяется детским группам, чтобы они впоследствии выступили на сценической площадке и при этом выглядели достаточно неплохо? Официально обозначенные Департаментом образования 3 часа в неделю у школьников младших классов и 4 часа в неделю у школьников средних и старших классов – это очень мало! Конечно, даже при таком количестве часов в неделю возможно выпустить детей выступать на сценическую площадку, но уровень танцевальных композиций и их исполнителей будет очень низким: танцы будут строиться по принципу – все делают одни и те же движения, построившись в колонны и ряды, исполнители танцев будут горбатыми, косолапыми и так далее. Если я со своей супругой могу на базе учреждения дополнительного образования создать два разных объединения, в которые будут ходить одни и те же дети, что увеличивает время занятий у детей до необходимого минимума для достижения определённых результатов, то для педагога, занимающегося развитием своего коллектива в одиночку, это невозможно, если только он не будет создавать несколько официальных групп, наполненных «мёртвыми душами».

Теперь давайте перейдём к проблеме, волнующей всех педагогов дополнительного образования по всей России, – это установленный стандарт Департамента образования о 36 часах в неделю рабочего времени, 18 из которых являются обязательными часами проведения занятий, а 18 оставшихся являются как бы «виртуальными» часами, предназначенными на подготовку к занятиям. Ни для кого не является секретом, что в некоторых учреждениях дополнительного образования по всей стране руководители учреждений требовали от педагогов, чтобы соответствовать данному установленному стандарту, чтобы они 18 «лишних» часов в неделю находились в учреждении! Скажите, как «молодой» педагог с зарплатой в 13050 рублей может это организовать, если он ещё, кроме официальных 18 часов занятий в неделю, старается «на стороне» улучшить своё финансовое положение? Даже педагогу 1 категории с официальной зарплатой 30тыс. рублей, что с вычетом 13% налога будет составлять 26100 рублей, достаточно сложно прожить в Москве, а при съёме жилплощади – невозможно!

Нам повезло с руководителем учреждения, который не требовал от нас отработки 18 «виртуальных» часов, но примерно год назад попросил расписать по времени занятость этих часов и вложить в личное дело. Конечно, данную просьбу руководитель учреждения отменил, так как понимал, что при профессии «педагог-хореограф» большая часть времени на подготовку к занятиям и на реализацию развития существующего коллектива народного танца проходит, как правило, за территорией здания учреждения, где проходят занятия.

Я всё же решил в данной статье расписать обязанности и действия двух педагогов-хореографов (меня и моей супруги), направленные на подготовку к занятиям и на развитие нашего коллектива. Данные обязанности и действия я не буду расписывать по часам, так как потраченное количество часов будет в несколько раз больше «виртуальных» 18-ти.

Итак, начнём с обязанностей, направленных на полноценное развитие коллектива. Два педагога-хореографа между собой их полностью поделили.

Первый педагог-хореограф:

а) отвечает за реализацию концертной деятельности коллектива, то есть, если говорить словами профессиональных ансамблей, является «концертным директором»;

б) отвечает за рекламу и продвижение коллектива в разных кругах и обществах, то есть является «рекламным директором»;

в) отвечает за количественный состав ансамбля, то есть выполняет отдельную часть роли «администрации коллектива»;

г) отвечает за репертуар ансамбля, то есть выполняет роль «балетмейстера»;

д) отвечает за финансовое состояние коллектива, направленное на пошив костюмов, приобретение необходимых атрибутов, заказ автобусов, участие в конкурсах, посещение необходимых для воспитания детей театров и концертных программ, то есть выполняет роль «бухгалтера».

Второй педагог-хореограф:

а) отвечает за костюмы и реквизиты ансамбля, то есть выполняет роль «костюмера»;

б) отвечает за процессы взаимодействия между ребёнком, педагогом и родителем, происходящие внутри самого коллектива, то есть выполняет роль «психолога» или «администрации»;

в) отвечает за официальную документацию, необходимую для учреждения дополнительного образования и для коллектива в целом, то есть также выполняет роль «администратора».

При этом на подготовку к занятиям порою так же тратится немало времени. На каждую разновозрастную и разноуровневую группу необходимо подготовить определённый музыкальный материал, причём в течение года его, естественно, необходимо менять. Если при коллективе есть концертмейстер на баяне или на фортепиано, то педагог обязан подготовить его к занятиям (дать необходимый музыкальный материал, проконтролировать звучание изученного концертмейстером музыкального материала, объяснить форму и структуру построения занятий и так далее).

Два педагога поделили между собой и обязанности на самих занятиях: один больше отвечает за постановки танцевальных композиций, то есть выполняет роль «балетмейстера», другой больше отвечает за репетиционный процесс танцевальных композиций, то есть выполняет роль «педагога-репетитора». Иногда, по ситуации, педагоги могут и меняться своими обязанностями.

В свободное от занятий время автору танцевальных композиций (т.е. балетмейстеру) необходимо вначале найти музыкальный материал, соответствующий задумке и возрастным особенностям детей (иногда балетмейстер при работе с оркестром, записывающим для танцевального коллектива музыкальную композицию, может выступать и в роли «композитора»; иногда балетмейстер частично выступает в роли «музыкального редактора», обрабатывая музыкальную тему в определённых компьютерных программах). Затем балетмейстер в зале перед зеркалом придумывает хореографический текст. После проверки усвоения отдельных частей или отрывков хореографического текста на занятиях с детьми балетмейстер опять же в свободное время от занятий в зале перед зеркалом изменяет придуманный текст.

«Педагог-репетитор» свои обязанности выполняет не только на самих занятиях. Перед тем как репетировать поставленный танец с детьми, педагог-репетитор разучивает танцевальный текст, показанный балетмейстером, и обсуждает с ним необходимые нюансы исполнения танцевальной композиции.

А если затронуть тот факт, что во многих коллективах учреждений дополнительного образования роль «костюмера» выполняет сам педагог-хореограф, а не официально назначенный на эту должность человек, то сколько же большого количество времени тратится на эту обязанность! Костюмер должен следить и за внешним обликом каждого костюма и атрибута (когда необходимо – постирать, подшить, перешить), и при репетиционных занятиях в костюмах проверить всё до мельчайших деталей, и при необходимости закупить танцевальные колготки, шпильки, ленточки, танцевальную обувь и так далее.

А сколько времени уходит на задумку костюма и реализацию его создания в профессиональном пошивочном цехе, работающем исключительно для танцевальных коллективов. Конечно, можно костюм купить и в отдельных магазинах, но порою можно купить только один костюм, а не на целую группу детей, и при этом подобные костюмы в большинстве случаях сшиты непрофессионально и не предназначены для исполнения танцев.

Повезло тем педагогам-хореографам, у которых в учреждении, где они работают, есть сцена. На праздничных мероприятиях, которые традиционно в каждом детском учреждении проходят примерно раз в месяц, детские танцевальные коллективы могут выступить. А что делать тем танцевальным коллективам, в учреждении которых нет сцены? Или же сценическая площадка есть, но она настолько маленькая, что на ней может уместиться всего лишь 3-4 человека, исполняющих танец. В такой ситуации находится и наш коллектив. Мне приходится тратить огромное количество времени, чтобы выйти на организаторов различных бесплатных концертных программ в Москве, обсудить с ними, какие номера из репертуара ансамбля необходимо представить в их программе. Сколько времени уходит на то, чтобы выбрать, на какой конкурс или фестиваль вывезти детей даже в Москве, а далее на подготовку необходимой документации, на постоянное «общение» через интернет с организаторами данного мероприятия, на сбор с родителей денежных средств на автобус и на оплату самого конкурса (порою все конкурсные программы – платные).

Концертная деятельность для любого хореографического коллектива является самым основным способом сохранения и увеличения количества посещающих данное объединение детей! Уже в прошлом году, на третьем году «жизни», у нашего ансамбля было около 35 выступлений. Из них мы 3 раза были приглашены на известные площадки нашей столицы и 4 раза участвовали на фестивалях-конкурсах, где такие известные деятели хореографического искусства, как А.А.Борзов, М.П.Мурашко, В.Г.Шершнёв, оценивали наши танцевальные композиции на 1-ые призовые места, при этом представленные танцы были в жанре Русского народного танца. Мало кто из молодых, начинающих, коллективов народно-сценического танца может похвастаться подобными результатами.

И эти все старания оплачивались государством в прошлом году при присвоении педагогу 1-ой категории суммой в 26100 рублей. Подумайте сами, педагог-хореограф для полноценного развития своего коллектива выполняет несколько необходимых обязательств, которые в профессиональных организациях выполняют несколько человек. Педагог-хореограф – это и балетмейстер, и педагог-репетитор, и костюмер, и концертный директор, и администратор, и психолог и порою даже организатор массовых праздников и мероприятий!!!

Каждый год после начала реформы в образовании в системе дополнительного образования происходят глобальные изменения. Причём в самой системе перестаёт наблюдаться конкретная систематичность и определённость. Каждый педагог не знает, что его ждёт в следующем месяце, а про следующий год он вообще боится думать, так как ситуации, созданные чиновниками в образовании в прошлом году, могут быть с точностью до наоборот перестроены в этом году.

К примеру, сравним хотя бы ситуацию двухлетней давности с ситуацией прошлогодней. Два года назад нельзя было в учреждениях дополнительного образования создавать платные группы для детей в возрасте от 6 до 18 лет, при этом в некоторых учреждениях это могло касаться только педагогов, работающих на бюджетной ставке. Создавать платные группы возможно было только у детей до 6 лет и у взрослых после 18 лет. Вспомните, какие объявления выставлялись на сайтах Департамента образования и вывешивались на стендах в некоторых учреждениях. Суть этих объявлений была такова, что если у детей в возрасте от 6 до 18 лет занятия проводятся платно, то даже если оплата проводится официально через кассу учреждения, любой родитель имеет право пожаловаться на учреждение, обозначив данные занятия коррупционными. Год назад ситуация перевернулась «с ног на голову»: педагогов дополнительного образования, наоборот, обязали создавать платные группы любых возрастов, при этом ребёнок может заниматься в платной группе, даже если он состоит в бюджетной.

А вспомните в прошлом году «страх» педагогов в ожидании реорганизации: что же будет и какая зарплата останется при объединении учреждений в единый образовательный комплекс. При этом, чтобы создать так называемый «полный контроль» за ситуацией, появился обязательный электронный портал, куда занимающихся детей необходимо фиксировать. Даже подобный постоянный контроль педагога в фиксации на электронном портале детей занимает порою уйму времени, в особенности в начале учебного года. Ведь первые два месяца не всегда понятен контингент ново-пришедших детей в объединении учреждения дополнительного образования, так как родители и дети в течение этого времени как бы «присматриваются»: то ли это, необходимо, интересно и удобно. Получается, что педагог в начале учебного года вместо того, чтобы вплотную заняться организационными процессами, связанными с деятельностью своего объединения, должен «копаться» в бумажной и электронной документации!

Подобные «страхи» в ожидании недалёкого будущего и неуверенность в завтрашнем дне порождают у педагогов постоянные нервные переживания, влекущие за собой болезнь. Но педагог, преподающий рисование, пение, кройку и шитьё, может со спокойной совестью уйти на больничный, отменив на одну или две недели занятия, так как подобная ситуация не приведёт к неприятным последствиям существования объединения, то педагог же, преподающий танец и являющийся руководителем танцевального коллектива численностью более 60-ти человек, такого позволить себе не может, так как это приведёт весь коллектив к определённым последствиям. Дело в том, что даже после одной недели пропуска систематичных занятий по хореографии дети «набирают» необходимую физическую и моральную «форму» только в течение месяца. Именно по этой причине педагоги-хореографы не могут в период учебного года устроить себе внеочередной отпуск, как это могут себе позволить бухгалтеры, администрация, методисты, заведующие, руководители и директор учреждения образовательного комплекса, приобретая дешёвые путёвки в курортные зоны в октябре-ноябре или марте-апреле. Почему данная несправедливость не поощряется? А ведь педагоги-хореографы порою работают ещё и в праздничные дни.

Да, действительно неплохо, что педагог после реорганизации учреждений в единый образовательный комплекс может создавать на базе структурных подразделений платные образовательные услуги: ему не надо теперь «бегать» по всему городу, чтобы получить необходимый финансовый достаток – педагог это может осуществлять на территории одного района. Но здесь обрисовывается следующая проблема: так как привычная для бухгалтеров финансовая система постоянно меняется и при этом на 10-15 учреждений, находящихся в образовательном комплексе, приходится 3-4 бухгалтера (следовательно, рабочая нагрузка у них возросла в несколько раз), то и зарплата порою как платных, так и бюджетных групп может быть задержана. Бухгалтеры постоянно стали не справляться со своими обязанностями. Нам, педагогам, постоянно приходится держать их на контроле, так как они могут в табеле платных групп неправильно написать фамилию ребёнка или же неправильно составить график посещаемых детьми занятий, могут забыть отметить оплату занятий определённого ребёнка. В связи с возросшей нагрузкой бухгалтеров раз в полгода они меняются между собой обязанностями, а порою приходит и «новая смена», из-за чего исчезает финансовая систематичность у педагогов, «то пусто – то густо».

А ведь у педагогов есть ещё и своя личная жизнь! Молодые педагоги-хореографы тоже мечтают создать полноценную семью, родить, вырастить и воспитать своих детей! По статистике моих наблюдений за последние 10 лет у педагогов-хореографов рождается ребёнок только ближе к 40-ка годам. Я считаю данную статистику ненормальной! Но как решиться на подобный серьёзный шаг, если ты не уверен даже в завтрашнем дне?

В учреждении, в котором мы работаем, нет специализированных залов, приспособленных для занятий хореографическим искусством. Залы, в которых проходят занятия с детьми, не соответствуют необходимым нормам. В залах, в которых ведутся занятия по танцам, могут находиться предметы, предназначенные для детского фитнеса (кубики, кегли, большие мячи, обручи, большой ковёр, мягкие игрушки и так далее), являющиеся настоящими пылесборниками. Данные предметы используются учреждением на детских праздниках максимум раз в три месяца, а наш коллектив занимается постоянно – 6 дней в неделю. Постеленный на полу ламинат категорически противопоказан для занятий хореографией по следующим признакам: скользкий, токопроводящий (на каждом занятии у детей из-за этого волосы встают «дыбом» и каждый ребёнок, наэлектризовавшись, при соприкосновением с другим ребёнком «стреляет током»). В одном из залов постеленный ламинат вообще расходится в разные стороны, и соответственно образуются большие щели, об которые дети могут споткнуться. В залах отсутствует система вентиляции, из-за чего при включенном отоплении через 15 минут после проветривания в зале невозможно находиться (душно и жарко), а в конце весны и начале осени наоборот – холодно. Как можно заниматься развитием танцевального коллектива в подобных условиях? Из-за предметов-пылесборников, из-за духоты и жары дети начинают болеть, рассеивается внимание на занятиях.

Мы уже третий год требуем, чтобы для нашего коллектива выделили отдельный зал, который за счёт денежных средств родителей можно привести к необходимому стандарту. Но руководство, наблюдая за всеми процессами, происходящими с другими учреждениями дополнительного образования по всей России, боится, что их учреждение государство может и ликвидировать. Поэтому и не дают отдельный зал в свободное пользование.

С другой стороны, государство само должно обеспечить учреждение необходимыми условиями. И тут я затрону тему, волнующую большинство учреждений по всей стране. В какое время государство выделяет денежные средства для ремонтных работ в помещении? Обычно денежные средства выделяются в начале учебного года. Ни для кого не секрет, что если они использованы по назначению не вовремя, то государством отнимаются, а порою учреждение облагается большими штрафами. Соответственно, руководство при получении денежных средств от государства, предназначенных на смену оконных рам, на покраску стен, побелки потолка и так далее, данные ремонтные работы будет проводить в начале осени. Подобные «картины» я наблюдаю во многих учреждениях. Скажите, как ребёнок может заниматься на втором этаже, если на первом этаже ведётся глобальный ремонт? Ведь пыль, грязь, запах краски и так далее поднимаются на верхние этажи. Дети опять же болеют, физико-психологическое состояние педагога также не выдерживает. Можно, конечно, и отменить занятия на одну-две недели, но как быть коллективу, если подобные ремонтные работы проходят накануне необходимых концертных выступлений! Почему государство не может выделять подобные субсидии в начале летних каникул???

Глупость наблюдаемых стандартов ремонтных работ, установленных СанПин, порою поражают даже руководителей и директоров учреждений. Скажите, зачем в углу небольшого туалета ставить одну душевую кабину, если ею никто и никогда не будет пользоваться? Но есть же стандарт, что на этаже, где занимаются спортсмены, необходимы душевые кабины (кстати, во множественном числе). Скажите, зачем перед входом в учреждение сделали специальный подъезд и приспособления для инвалидов на колясках, если ни одного инвалида в здании никогда не наблюдалось? Скажите, зачем выстраивать футбольное поле, если рядом уже выстроено другое профессиональное футбольное поле?

Чиновники в государстве занимаются благоустройством города, но при этом реально не понимают, куда и когда направить финансирование! Педагогу могут урезать зарплату, но при этом этот же педагог видит, как у него во дворе ремонтируют дорогу, ставят новые бордюры, хотя дорога совсем не нуждается в ремонте, бордюры уже поставлены 2 года назад и вообще по этой дороге во дворе машин в течение дня очень мало ездит (при этом подобные ремонтные работы проводятся в выходные дни!). Что может подумать этот педагог?

В начале нынешнего учебного года Департамент образования ввёл систему подушевного финансирования, из-за чего зарплата педагогов сократилась примерно на 5 тыс. рублей. При этом из-за нехватки определённых средств в комплексе образовательного учреждения начались сокращения так называемых «ненужных работников», или, можно сказать, «нахлебников». К ним отнесли разного рода администраторов, организаторов, людей, выполняющих роль методистов (ставки методистов уже в прошлом году постарались убрать). Уже выпущены отдельные распоряжения по сокращению после Нового года уборщиков помещений и администраторов, контролирующих порядок при входе на первом этаже и отвечающих за разного рода консультации перед родителями детей! То есть, педагоги после Нового года должны будут сами мыть и приводить в порядок залы, в которых занимаются! А наш коллектив занимается не в одном зале! Педагогам-хореографам порою даже сейчас после проведения праздничных мероприятий, чтобы подготовить зал для своих занятий, приходится мыть пол и расставлять стулья по «углам». То есть, педагоги после Нового года должны будут по очереди сидеть вместо администраторов! Что же из этого может выйти? И это всё необходимо будет делать даже при сокращении зарплаты? А количественный состав нашего хореографического коллектива постепенно растёт, соответственно воспитательные функции (общение с родителями детей, общение с детьми) тоже возрастают. Уровень нашего хореографического коллектива тоже постепенно растёт, а значит, и задачи по дальнейшему развитию коллектива постепенно усложняются! Получается, что чем больше работаешь, тем меньше получаешь!

«С ног на голову» всё переворачивается, даже если взять небольшие, незначительные детали, связанные с концертной и конкурсной деятельностью детских коллективов. Два года назад Департамент образования для педагогов дополнительного образования придумал, так называемые, стимулирующие выплаты, объём которых зависит от количества грамот, дипломов и благодарностей руководителей коллективов. Но год назад Департамент образования города Москвы дал знать, что коэффициент полезного действия любого коллектива дополнительного образования будет зависеть от участия в мероприятиях, которые входят в список утверждённых Департаментом образования города Москвы мероприятий. Среди большого утверждённого списка различных конкурсов, выставок, олимпиад хореографические самодеятельные коллективы могут участвовать только в одном – конкурс-фестиваль «Эстафета искусств». Но не количество обязательных мероприятий, где могут участвовать танцевальные коллективы, является главной несправедливостью, а низкий уровень организации и качество проводимого мероприятия. Данный конкурс-фестиваль организуют методисты округов Департамента образования, которые не знают специфики проведения подобных мероприятий, при этом конкурсное выступление могут оценивать люди, не имеющие никакого отношения к хореографическому искусству!

Конечно, с одной стороны Департамент образования правильно поступил, сделав критерием уровня коллективов участие их в определённом конкурсе, так как количество «убогих» конкурсов в Москве (основная цель которых, в большинства случаях, заработок денежных средств организаторами) за последние 2 года колоссально увеличилось. Но, с другой стороны, Департамент не учитывает достижения коллективов на фестивалях-конкурсах, имеющих огромную значимость для Российского Дома народного творчества («По всей России водят хороводы» г. Владимир, «Уральский перепляс» г.Челябинск, «Фестиваль-конкурс народного танца имени О.Н.Князевой» г.Екатеринбург), а значит, имеющих государственную значимость.

Департамент образования с начала нынешнего учебного года установил, что коэффициент полезного действия от участия коллективов в мероприятиях, входящие в утверждённый Департаментом образования города Москвы список, а значит, для хореографических коллективов от участия в единственном фестивале-конкурсе «Эстафета искусств», является следующим: если коллектив является лауреатом или победителем данного мероприятия, при этом возраст группы участвующих должен быть от 12 лет, то эту группу (в количестве от 8 человек) имеют право перевести на, так сказать, «углублённый» уровень обучения.

Глупость установившихся «ознакомительного», «базового» и «углублённого» уровней обучения для направленностей различных объединений говорит о том, что чиновники-управленцы Департамента образования совершенно не знают давно установившихся стандартов определения уровня коллективов. Ведь коллектив может носить звание «образцовый», что может быть основным критерием уровня детских групп коллектива. А ведь в коллективе, носящий звание «образцовый», могут заниматься дети только до 12 лет. Получается, что группы детей (в возрасте после 12 лет) коллектива низкого уровня, но ставшие лауреатами на фестивале-конкурсе «Эстафета искусств», могут перейти на «углублённый» уровень обучения, а группы детей до 12 лет, занимающиеся в «образцовом» коллективе и постоянно подтверждающие свой статус на конкурсах, на «высокий» уровень не могут перейти. А ведь есть коллективы, в которых больше всего занимаются дети после 12 лет. Что это значит? Это значит, что педагог, у которого коллектив носит звание «образцовый», но возраст занимающихся детей до 12 лет, будет получать меньше бюджетных денежных средств в зарплату, чем руководитель коллектива низкого уровня, в котором возраст детей старше 12-ти лет! Однако, несправедливо!

А ведь возможен и такой случай, что коллектив, группы которого обучаются на «углублённом» уровне, может в период проведения мероприятия «Эстафета искусств» быть в запланированной полгода назад концертной поездке или если группы этого коллектива не стали лауреатами на данном мероприятии по причине отсутствия, они могут быть переведены обратно с «углублённого» на «базовый» уровень. Тоже несправедливо!

А вот ещё и другая незначительная особенность, обнаруженная в процессе ведения документации по группам занимающихся детей и установки педагогам внеочередных выходных дней. Если педагог ведёт занятия в группах 6 дней в неделю, то при концертном выступлении или выездном мероприятии, не входящем во временные рамки проведения занятий, эти выступления не засчитываются педагогу как за работу в нерабочее время. То есть, если педагог в субботу с 10.00 до 13.00 будет проводить свои занятия, а затем с другими группами, начиная с 14.00, будет выезжать на какой-то конкурс, то часы, проведённые на выездном мероприятии, не будут засчитываться или как лишние часы занятий, или как лишнее время работы, а значит, педагог за эти часы не сможет взять отгул. Получается, что у педагога, у которого официальные дни работы составляют 3 дня в неделю, намного больше возможностей получить отгул за работу в его нерабочие дни, чем педагогу, который работает 6 дней в неделю. Справедливо ли это? При этом если педагогу, работающему 6 дней в неделю, всё же удалось взять отгулы (хотя бы перед новогодними праздниками) из-за концертных выездов в воскресные или праздничные дни, то в конце года появляются проблемы при подсчитывании в группах обязательных учебных часов. Самое удивительное, что учебных часов обычно не хватает у групп, которые постоянно участвуют в различных концертных программах!

Подобные рода установки Департамента образования со временем «ломают» стимул к совершенствованию и саморазвитию педагога в своей профессии, а значит, и творческое развитие коллектива тоже будет страдать!!!

Раз в три года педагогов обязуют проходить курсы повышения квалификации. При этом департамент образования не направляет педагогов по профессии и не выделяет денежные средства на прохождение этих курсов. Да, в Департаменте образования есть определённый перечень бесплатных курсов повышения квалификации, который любой педагог может пройти, но в этом перечне совершенно отсутствуют курсы, связанные с профессией хореографа, в связи с этим педагоги-хореографы проходят платные курсы, организованные учреждениями Департамента Культуры. Получается, что педагог-хореограф, работающий почти 7 дней в неделю, у которого постоянные финансовые проблемы, должен ещё «из воздуха» доставать денежные средства, чтобы пройти курсы повышения квалификации, иначе при подтверждении категории педагогу могут её и убрать. Педагог, может быть, и рад где-либо ещё поучиться, но получается, что из-за отсутствия необходимых средств может даже лишиться категории. Странно получается! Скажите, как после этого педагог будет заниматься развитием своего коллектива?

В данной статье я постарался подробно описать проблемы, возникающие при создании, сохранении и развитии творческого хореографического коллектива, базирующегося в учреждении дополнительного образования Департамента образования города Москвы. В описании я коснулся только тех проблем, которые возникали с нашим коллективом народного танца. А что же происходит с коллективами в других учреждениях образования и даже культуры не только нашей Столицы, но и других городов? Да и вообще, возможно ли сейчас на базе учреждения дополнительного образования создать новый коллектив? С каждым последующим годом этих возможностей становится всё меньше! Как использовать, даже при мудром руководстве учреждения, возможность создания нового коллектива, если у руководителей творческих объединений есть наглядные примеры, как из-за отдельных распоряжений чиновников Государства чуть ли не «развалились» хореографические коллективы, существующие не один десяток лет?! Могу перечислить несколько подобных случаев, произошедших только в нашей Столице!

В 2012 году новым руководством ДК ЗИЛ без объяснения причин трудовой договор с руководителем Народного детского хореографического ансамбля «Юный зиловец» Рязановым Анатолием Александровичем был расторгнут. Более 40 лет Рязанов А.А. проработал в этом коллективе педагогом и 11 лет из этих 40-ка после ухода из жизни создателя ансамбля Трифонова Анатолия Николаевича возглавлял этот славный коллектив. Часть коллектива под прежним названием осталась в ДК ЗИЛ, а другая часть коллектива ушла вместе со своим руководителем искать помещение в другом месте. При этом все детские костюмы и реквизит, собранные за полвека существования ансамбля, остались в ДК ЗИЛ. То есть коллектив в 2012 году начал своё существование практически с нуля, обосновавшись в Центре детского творчества «ЭКО» и назвавшись хореографическим ансамблем «Приглашение к танцу».

В 2014 году из-за реконструкции ДК Метростроя созданный на его базе в 1974 году ансамбль народного танца «Кудринка» потерял базу для занятий и репетиций. При этом, когда руководители Ирина и Алексей Сальниковы, чтобы не потерять контингент обучающихся детей, обратились в различные государственные инстанции для помощи нахождения им репетиционной базы в пределах района, где они занимались, то получили официальный письменный отказ! Из-за чего им пришлось искать места в других районах Москвы и Московской области.

В 2014 году новое руководство Культурного центра «Москвич» посчитало хореографический ансамбль «Буратино», существующий с 1977 года, коммерчески невыгодным! И в связи с этим стало сокращать этому коллективу до минимума количество репетиционных часов и концертов. В данном коллективе занимается более 600 детей от 3 до 17 лет. Коллектив не раз становился лауреатом различных всероссийских фестивалей, объездил с концертами три десятка стран, выступал в Кремлёвском дворце и Колонном зале и везде – с аншлагом. Ансамбль «Буратино» всегда приносил в бюджет Культурного центра «Москвич» немалые средства своими концертными программами. При этом заместитель директора КЦ «Москвич» утверждает, что народные танцы сегодня никому не нужны, а востребованы исключительно хип-хоп, брейк, диско и прочие современные направления. Детей стали переводить заниматься в неприспособленное помещение, где после репетиций они вынимают из тела занозы, при этом отремонтированный танцевальный зал стали использовать для других целей.

Объясните, что должен чувствовать педагог-хореограф, недавно создавший танцевальный коллектив, если подобное безобразие происходит у коллективов, известных ещё с советской эпохи по всей стране?! Какой «страх» иногда порою охватывает каждого педагога-хореографа, являющегося руководителем своего коллектива, когда он задумывается о завтрашнем дне?! Как развиваться молодым талантам, если государство губит уже традиционно установившееся?

Педагоги-хореографы, соблюдая определённый этикет в соприкосновении с различными инстанциями нашего государства, обычно не говорят о вышеописанных проблемах. Иногда педагоги-хореографы не разглашают вышеописанные несправедливости потому, что у них нет времени для этого. Но в большинстве случаях педагоги-хореографы просто боятся писать всевозможные жалобы, так как это может быть причиной не для решения проблем, а для полного уничтожения творческих коллективов!

И я, автор данной статьи, как и все, нахожусь в постоянном «страхе», что и послужило причиной её написания!

Педагог дополнительного образования г.Москвы

9 комментариев

  1. Полностью разделяю переживания и трудности педагога дополнительного образования, т.к. сама ,» варюсь в этой каше». Хореограф — «голодная профессия. 1.5 ставки зарплата 18000 с с северными, мой оклад сейчас немного подняли 5200. Деньгами на методические пособия 100 рублей. Нарлдными танцами наш народ не желает заниматься ему подавай заграничное.

  2. Браво! Золотые слова кто б их прочел… Там, «наверху».
    В дополнение: это напрямую касается не только коллективы народного танца. Все то же самое — и в других танцевальных направлениях:((

  3. Полностью согласна! Не давно стала свидетельницей того как выражается поддержка управления культуры народному творчеству! Губят всё на корню…

  4. Браво! Работаю в ансамбле НАРОДНОГО танца, правда не в Москве. Но написано, как про наш коллектив. Я преклоняюсь перед руководителями таких коллективов, за их самоотверженность. Это вечная война с администрациями разных уровней, только кричащих про «патриотическое воспитание». На деле же городские концертные программы заполнены западными направлениями, на наш репертуар говорят «не формат…», хотя сольные концерты проходят при аншлаге! И очень хочется надеется, что когда-нибудь к власти придут люди,понимающие, что патриотическое воспитание начинается с любви к народным песням, сказкам, танцам.

  5. Во Владивостоке педагог дополнительного образования с высшей категорией и нагрузкой 36 часов в неделю вместе со стимулирующей надбавкой и Дальневосточными процентами получает 28 тысяч рублей. Все 36 часов обязан находиться с группой детей 12 человек. Откуда у вас 18 виртуальных?

  6. Многие перечисленные в статье проблемы касаются н е только хореографических коллективов, но и других направленостей дополнительного образования детей. Сейчас муниципальное задание регламентирует на ставку педагога иметь 67 детей, то есть примерно 4 группы по 15 учащихся. Причем эти дети должны ходить строго по расписанию. Проводятся постоянные проверки министерства и ревизоров ГУО. Не все дети могут ходить строго по расписанию данной группы, иногда приходят в часы занятий другой группы педагога, но оказывается нельзя этого делать! Пишут строгие замечания и выговоры. При якобы свободном посещении детей, педагогам снимают часы за пропуски детей. Идет настоящее гонение на педагогов. При этом отменен надтарифный и премиальный фонды. Хотя педагог за свои деньги покупает расходные материалы для кружка,этого никто не учитывает. Так же проблемы организации занятия кружка, дети в школе, обязаны посещать внеурочку, поэтому на кружки они могут подходить только после 15.00, уже уставшие в школе. То есть педагоги дополнительного образования оказались отстраненными от внеурочной деятельности в школе. Педагогов ставят в такое понижение,что многие увольняются. Уходят лучшие, разваливается система дополнительного образования, которая была сохранена даже в трудные 90 годы

  7. Я по критериям автора этой статьи- » непрофессионал», но стаж моей работы именно на этом поприще- 24 года… У меня коллектив современного танца- и просто » кричу» автору— Браво!!! Так грамотно изложить все проблемы( у меня они все те, которые описаны… Как бы своего директора заставить прочитать эту статью?((( работаю 5 дней в неделю, 3 дня по 6 часов и 2 по 4. Ужасно тяжело!! Я думала- я ленивая))) на творчество просто сил не хватает(( и что делать?

  8. Спасибо как будто по душам поговорила.Когда госсударство нас услышет.Обидно что хореографы работающие в сфере культуры не имеют пед. стажа и соответствующий отпуск как будто мы не преподаём и не устаём.А перейти в образование уже поздно 25лет стажа в культуре.Начальству только вынь да полож.Вокалистам песни не сочинять.А нам вдохновение настроение необходимо а начальство только нервы мотает ни какой помощи зачем вообще оно нужно такое.

  9. Что называется на злобу дня😂Несмотря на то, что дата публикации 2015 год…
    Много вопросов на которые никто нам не даст ответ😰 Не узнала автора, но история эта прям моя😂только чуть легче было с поиском базы для создания коллектива😀Скорее просто повезло… оказалось, что на базе общеобразовательной школы это было сделать проще! Два года ушло на собственную рекламу и выступления с учениками и только потом сформировался коллектив! Сейчас нам 3 года уже и успешно растём и развиваемся при поддержке директора)) Просто повезло😀с начальством😀
    Как отражается на оплате разделение групп на « базу», «ознакомительный» и « углубленный уровень»??? По-моему, только в количестве часов, а оплата за час во всех уровнях одинаковая?! Так ли это?! Мне на работе так сказали😂 Сейчас появилось много рейтинговых конкурсов по -мимо « Эстафеты искусств» -это пока единственное изменение за последние годы…

Добавить комментарий